Публикации Fashion Advisers

Управление ассортиментом в малом и среднем fashion-бизнесе в период кризиса

Кризис – это время, когда мы должны предпринять все усилия, чтобы стать лучше. И, конечно, сделать лучше наш бизнес.

Начать хотя бы с ассортимента.
Для чего необходим классификатор ассортимента? Чтобы структурировать ассортимент, получать полные и корректные аналитические отчеты по закупкам, продажам и остаткам, для сокращения принятия решений об изменениях (уровни иерархии – уровни решений), для планирования финансовой эффективности в разрезе категорий, групп и подгрупп ассортимента.
На первый взгляд, может показаться, что с ним все в порядке, но стоить капнуть и выявляются множество подводных камней – это и дублирование товарных групп (Босоножки и Туфли летние, цвета: черный/ чёрный, светло-розовый/ нежно-розовый), нарушение уровней иерархии (категория Туфли, подкатегория Демисезонные туфли) и так далее. Все это надо выявлять и исправлять – сейчас это можно сделать безболезненно и быстро.

Затем виды и цели отчетности.
Обычно отчеты создаются стихийно, при возникновении потребности. Случается, что они формируются в большом количестве, и при этом совершено одинаковые. Или же с одинаковым перечнем показателей, но разным принципом расчета, что недопустимо. Поэтому сейчас самое время все отчеты проверить на дублирование, на логику расчёта каждого показателя и внести все исправления, удалить дубли.

Уровни доступа к системе.
Казалось бы, что на это явно не стоит тратить время, и все же именно сейчас у нас много времени, давайте проведем его с пользой! Например, продавец НЕ должен иметь доступ к марже или к себестоимости, к аренде и выплатам по зарплатам, а значит необходимо разграничить полномочия в системе таким образом, чтобы все могли работать полноценно, но именно с той информацией, которая им нужна.

Работа с товарными остатками.
Наиболее острые вопросы:
• От каких товаров следует избавляться в первую очередь: мертвый остаток или неликвид?
• Какие товары не следует закупать ближайшее время, а в какие был вложен лишний оборотный капитал?
• Что к этому привело: ошибка закупщика, неверно составленный план продаж или текущая ситуация?

Ответить на эти вопросы сможем только после того как поймем, что для нас является ликвидным/неликвидным/мертвым остатком. Критерии определения ликвидности остатков зависят от специфики бизнеса, но ключевыми являются следующие: выбитость размерного ряда, соответствие сезону, соответствие трендам, срок актуальности или годности.

Главное необходимо понять, что именно сейчас необходимо оптимизировать все ресурсы и генерировать выручку через любые каналы сбыта. Мы не ждем и не консервируем остатки как это сделали бы сезон назад, если есть интерес к продукции-продаем.

Так же насчет предстоящих закупок – акцент на базовый ассортимент. Риски и супер фэшн мы оставляем на более благоприятные времена.

Выявление причин остатков поможет в оценке ликвидности остатков, не для того чтобы все остатки объяснить ошибкой закупщика, а реально понять скорости реализации и шансы по каждой модели – благо время для анализа у нас есть.

В-третьих, время оценить онлайн, свои возможности и перспективы в этом направлении. Если интернет-магазин это довольно сложный и длительно-окупающийся проект, то продажи в соцсетях – это необходимый минимум! Техническая составляющая этого вопроса требует тщательной проработки. Конкуренция на рынке уже имеется, темпы продаж онлайн так же снижаются, но мы все понимаем, что после пандемии бизнес не станет прежним. 

Поэтому, в онлайн переходить безусловно, надо, но делайте это с умом и осторожностью!